воскресенье, 31 января 2016 г.

г. Краснодар

Родные улицы мои

Здравствуйте, друзья. Я хочу вас познакомить с двумя улицами краевой столицы. Нет, это далеко не главные улицы города, но каждая из них – моя малая родина.
Улица имени Айвазовского – улица моего детства. Именно сюда в далеком 1966 году привезли меня радостные и счастливые родители, а дома ждала старшая сестренка. Именно по этой улице я сделала первые робкие шаги; потом такая в белом фартучке с огромными бантами и ярким букетом астр отправилась в школу; в нарядном платье – на выпускной бал, а в вечернем – за дипломом; в строгом деловом костюме я отправилась в школу, но уже в новой для себя роли, роли педагога… Здесь родилась моя дочь Людмила. 


Микрорайон Черемушки города Краснодара, в котором находится улица имени Ивана Константиновича Айвазовского (Ованес Айвазян) берет свое начало с середины 50-х годов прошлого столетия среди частных домов. В это время началось строительство пятиэтажных «хрущевок» (период пребывания у власти Никиты Сергеевича Хрущева). Изначально, дома строили из кирпича, но с начала 60-х годов в целях экономии было принято решение перейти на панельное домостроение. Я точно знаю, что дом моего детства на улице Айвазовского был построен одним из первых.

Хочу рассказать, что из себя представляют "хрущевки". По сравнению с домами, построенными ранее, квартиры имеют небольшую площадь комнат и кухонь, практически не имеют прихожих, высота потолков составляет 2,5 м, ванная комната совмещена с туалетной. Но если сравнить с современными квартирами типа SMART или СТУДИЯ, то "хрущевки" - это настоящие «хоромы».



Итак, изначально улица носила следующие названия: 190?-193? гг. Ново-Садовая (Сады), 193?-1957 гг. Шевченко (Сады). Да, сады были, я точно помню оставшиеся островки плодовых деревьев на территории больницы ХБК. Ох и доставалось нам, когда детворой мы набивали себе карманы и подолы платьев еще не созревшими яблоками, сливами, алычой.
Протяженность улицы моего детства чуть более полутора километров, она достаточно ровная, пересекает только одну улицу - Бургасскую (ранее Вишневая), начало берет от улицы Новой и упирается в улицу Ставропольскую, а потом слегка превращается в лабиринт строений внутри квартала.

Вот он мой дом, дом № 110 по улице Айвазовского. Первые жильцы заселились в этот дом в 1964 году, среди них была и моя семья. Я сделала очень много своих снимков, но была приятно удивлена, найдя фото своего дома на сайте Все дома России


Раньше во дворе были игровые площадки и зоны отдыха, а теперь все больше располагаются стоянки для машин, хотя фруктовые деревья еще радуют глаз обильным цветением и созревшими плодами (если успевают созреть?!).

Родители переехала в другую квартиру  в 1990 году, сестра еще раньше. А вот мы с Людмилой прожили здесь до 2007 г. Мой дом практически выходит на улицу Ставропольскую. Представляете, на картах Google в панорамном изображении есть не только мой дом, но еще и окна моей бывшей квартиры: одно с торца здания и три с фасадной стороны на 1 этаже. Ой, как это трогательно, волнительно. Из угловых окон раньше хорошо просматривались Краевой Архив и Кубанский государственный университет, в котором я получала свое первое высшее образование.

Под моим окном росли замечательные кусты белого жасмина и спиреи - настоящие «жених и невеста». Как же они ароматно пахли, притягивая к себе пчелок.

Чуть более сорока лет каждое утро меня будил первый трамвай, выходящий из депо, а вечером я засыпала под шум уборочной машины. Кроме того, все виды городского транспорта были в минутной доступности, а учебное заведение - через дорогу.


На улице Айвазовского находятся несколько аптек, множество магазинов, занимающих первые этажи пятиэтажек, разнообразные сервисные службы. Есть дошкольное образовательное учреждение, куда во времена нашего пионерского детства мы приходили помочь с покраской, уборкой, копали клумбы, играли с ребятишками.


Есть на улице Айвазовского и городская клиническая больница № 3, ранее обслуживающая работников хлопчато-бумажного комбината, который после перестройки "развалился", а больница стала муниципальной. В домах, расположенных вблизи больницы удачно обосновались медицинские службы, магазины, салоны, а также всевозможные закусочные.

 Далее расположены клинический противотуберкулезный диспансер (стационарное отделение) и ГБУЗ «Клинический онкологический диспансер №1» Краснодарского края.
 Есть еще одно  достаточно интересное учреждение: ФБУ "Краснодарский центр стандартизации, метрологии и сертификации". Именно здесь осуществляют поверку всех счетчиков, измерительных приборов. Здесь когда-то работала моя мама.


Что еще интересного есть на улице?  Кинотеатр "Болгария" (ранее "Космос") и площадь имени Димитрова (ранее им. Айвазовского).




Первый в Краснодаре широкоформатный кинотеатр «Космос» на 600 мест был открыт 7 июня 1967 года. В 1989 году болгарский город Бургас стал побратимом Краснодара. В честь этого события кинотеатр «Космос» был переименован в «Болгарию», а 9 сентября 1980 года к 36-й годовщине освобождения Болгарии на площади был торжественно открыт памятник болгарскому революционеру и антифашисту Георгию Димитрову.



Вот такая она, первая моя родная улица. Я часто возвращаюсь сюда вновь и вновь, люблю просто посидеть на лавочке, подумать, помечтать, встретить знакомых…

Еще одна улица, ставшая для меня родной – улица Симферопольской, что находится почти на окраине города Краснодара, хотя по размаху строительства и не скажешь. Здесь уже первые свои шаги сделала моя внученька Миланочка, но вот уже около десяти лет я считаю эту улицу своей.

Тогда, в далекие 80-е г. прошлого века, когда возводился Комсомольский микрорайон, никто и не предполагал, каким символичным будет ее название.

Путь пешком по моей улице занимает всего минут 40 (чуть более полтора км), а на машине можно минуты за 2-3 проехать, но вот утром этот путь может занимать минут 15, по Симферопольской идет проезд в промышленную зону, находящуюся за железнодорожным переездом.
 Комсомольский микрорайон начинался именно с улицы Симферопольской в далеком 1972 году, когда Совет Министров РСФСР утвердил генеральный план застройки города Краснодара, рассчитанный на срок до 2000 года (хотя и сейчас микрорайон продолжает активно расти). Приоритет отдавался многоэтажкам: пятиэтажные дома составляют до 40%, девятиэтажные и выше 60% к общему объёму всего нового жилищного строительства. Именно с этого дома (Симферопольская, 2) началось застройка спального микрорайона, зелёного и просторного, высокого и красивого.


Район проектировался на площади в 400 гектаров, в расчете на численность населения 47,5 тыс. человек, а сейчас проживает около 80 тыс. Его территория ограничивалась с севера железной дорогой Краснодар – Кавказская, с юга и востока – берегом озера Карасун, а с запада – улицей Симферопольской. Кстати, когда-то река Карасун брала начало у станицы Старокорсунской и текла на запад, впадая в реку Кубань. Впоследствии, из-за изменения русла, река Кубань поглотила часть русла Карасуна, обособив несколько озёр, подпитывающихся подземными источниками. А вот в период активной застройки Комсомольского микрорайона небольшую часть озёр пересушили, засыпали землёй, на их месте возвели некоторые жилые дома.


Всю улицу в 70-е годы занимали поля и сады совхоза «Пашковский», часть территории находилась под частной застройкой посёлка Пашковского, в основном саманные и турлучные домики. Нечетная часть улицы Симферопольской и сейчас находится под частными застройками, но это уже вполне современные жилые дома и офисы.



Кстати, на углу улиц Симферопольской и Сормовской находится частная школа "Альтернатива".



Частный сектор по нечетной стороне сменяется торговыми центрами, мойками машин, СТО   складскими базами (Симферопольская 51-55 с многочисленными литерами).



А я живу в большом белом кирпичном доме (Симферопольская 40) на шестом этаже, из моих окон прекрасный обзор на частный сектор и промышленную зону. 





На моем доме есть мемориальная доска, вот что я узнала об этом человеке. Карапитьян Григорий Осипович родился 10 марта 1917 года в городе Екатеринодаре, с 1935 года жил с семьей в Смоленске, окончив 4 класса, стал работать столяром на деревообрабатывающем комбинате. В 1938 году был призван в Красную Армию, а в годы Великой Отечественной войны боевой путь начал связистом в составе 52-го отдельного батальона ВНОС войск ПВО на Западном фронте. В июле 1941 года в дни Смоленского сражения переплыл Днепр и установил связь с частями, отбившими ненадолго город. В октябре 1941 года попал в окружении восточнее Смоленска, считался без вести пропавшим. Выйдя из окружения, был зачислен в национальную 409-ю Армянскую стрелковую дивизию, в её 675-й стрелковый полк. В 1942 году участвовал в боях на Закавказском фронте под Моздоком, в январе-феврале 1943 года — на Северо-Кавказском фронте, освобождал Краснодар. В сентябряе 1943 года Григорий Осипович участвовал в боях под Харьковом, после дошёл до Днепра, участвовал в составе 140-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской Нижнеднепровской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии в Никопольской, Березнеговато-Снегирёвской и Одесской операциях, дошел до Польши. В 1945г. гвардии старшина Карапитьян демобилизован, вернулся на родину в город Краснодар. Много лет работал штамповщиком на зеркально-фурнитурном комбинате. Григорий Осипович – полный кавалер ордена Славы, награжден также Орденом Отечественной войны I степени, Орденом Красной Звезды.



По четной стороне улицы Симферопольской находятся жилые кварталы со всей инфраструктурой. Так, в моем дворе есть две стоматологические клиники, продуктовый магазин, ветеринарная клиника "Вита" (здесь мои коты Мусинда и Кокос состоит на учете), благоустроенная детская площадка, по утрам торгуют фермеры кисло-молочной продукцией, а летом имеется овощная палатка.




Отличается Комсомольский микрорайон благоустроенностью детских дворовых площадок и зелеными зонами отдыха.




А еще на улице Симферопольской находятся замечательные  и комфортные детский сад общеразвивающего вида №185 "Радуга", и Детский сад - центр развития ребенка № 231, городская поликлиника № 17, детская городская поликлиника №7, парикмахерские и салоны красоты, мастерская по ремонту мебели, швейное ателье, химчистка-прачечная, медицинская страховая кампания, Федеральное БТИ, продовольственные магазины, сеть аптек.


Самый большой номер  - 58. Вот такая улица Симферопольская, что положила начало всему Комсомольскому микрорайону. Находится Комсомольский МКР в 14 километрах к востоку от центра города, занимает самое окраинное положение как по отношению к Карасунскому округу, так и к городу Краснодару. Поэтому сначала встретит въезжающих в город Краснодар Комсомольский микрорайон величием своих жилых массивов, продолжающих бурными темпами расстраиваться по берегам Карасунских озер. Все, кто будет ехать в центр города, обязательно пересекут улицу Симферопольскую, которая является границей между пос. Пашковским и многоэтажным спальным микрорайоном, а дальше проедут по улице Сормовской, на которой находится моя школа. Но это уже будет совсем другая история.

Автор: Ткаченко Анна Борисовна, директор школы № 53, г. Краснодар, автор блога Директор.ru
Полезные ссылки на блоге Ткаченко А. Б. 



16 комментариев:

  1. Ирина Витальевна, здравствуйте. Спасибо большое за размещенный материал. Мне очень приятно, что о моей малой Родине узнают читатели проекта.

    ОтветитьУдалить
  2. Рада, что Вам понравилось, Анна Борисовна!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, и когда Вы успеваете все? Вот уже и следующий рассказ вышел в свет)))

      Удалить
    2. Я рада публиковать посты наших участников, делаю это с удовольствием!

      Удалить
  3. Анна Борисовна, с удовольствием прошлась вместе с Вами по краснодарским улицам! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А, может быть, случится, что все вместе где-нибудь пройдем. Вот уже рассматриваю карту, рисую удобные маршруты путешествий)))

      Удалить
  4. Уважаемые коллеги, я очень рада за Вас. Такие милые улочки,такая память, связанная с городом... Ирина Витальевна, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, рада, что проект нравится. Ждем и Вашего участия!!!

      Удалить
    2. Людмила Федоровна, рада вашему отклику, мы все очень хотим поделиться с читателями самыми яркими рассказами о самых любимых местах. РадА

      Удалить
  5. Анна Борисовна, с удовольствием прогулялась вместе с Вами по волнам Вашей памяти...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, "блоги роднят" уже не только нас, но и и наши воспоминания и мироощущения. Как это важно осознавать, что Родина у нас одна на всех, а вот чувства могут быть разными и...прекрасными

      Удалить
  6. Анна Борисовна, здравствуйте!
    Спасибо за прогулку по г. Краснодару. Этот город стал для меня родным, я в нем прожила больше 20 лет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит, и Вы что-нибудь обязательно про Краснодар расскажите, не так ли, Виктория Александровна?!!!))

      Удалить
  7. Анна Борисовна, спасибо за рассказ о солнечном Краснодаре. Была в нём проездом, но очень давно - в советские времена )
    С интересом порассматривала фотографии и почитала о вашем районе - Комсомольском. А я живу в Новоуральске на улице Комсомольской )))

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Анна Борисовна! С удовольствием перечитываю Вашу статью и в очередной раз брожу с Вами по уже родному Краснодару: как же у вас солнечно и красиво!И какая богатая история!

    ОтветитьУдалить
  9. Анна Борисовна, почти в гостях у Вас побывали...) - так хорошо написано.
    А я живу тоже в кирпичном доме, но на 4 этаже, и из моих окон тоже открывается прекрасный вид на частный сектор..)

    ОтветитьУдалить