пятница, 29 января 2016 г.

Село Чебаклы Большереченского района Омской области

Куда бежишь, тропинка милая?

Эта тропинка является милой и родной для многих сельчан. Нет, она вовсе не местная достопримечательность.


Это короткий путь, которым 10 или 11 лет бегают в школу и возвращаются из нее ученики, идут на работу и возвращаются учителя и другие работники села, проживающие на улице 60 лет Октября, а работающие в центре деревни в школе, в больнице, на почте, в магазинах или других учреждениях. 

Всем им здесь известна каждая ухабинка, каждое дерево и каждый поворот, чтобы пройти путь не провалившись по колено в снег зимой, не набрав воды в сапоги весной, когда он растает или не нахватать на одежду колючек чертополоха и репейника в летнюю пору. Каждый из них ежедневно шагает по ней. Школьники - за знаниями о мире, в котором они живут, взрослые - чтобы этот мир изменить делом, которое стало их жизнью. История этой тропы уходит в не такое уж далекое прошлое. Активное строительство центра села началось в середине 60х прошлого уже  века. Причем, на "болоте", как было и на самом деле. Места, где шло строительство, повыше, а вот округа оказалась в низине, и каждую весну окрестности тогда, да и сейчас заливает водой. Лесной околок, через который пробегает тропка, находится недалеко от школы на высоком месте, поэтому по веснам, начиная с 1967 года, после того как была запущена школа, здесь всегда в День пионерии горел пионерский костер, а по окончанию учебного года звенел последний звонок для ее выпускников.
Кто не помнит? Было дело —
Отдавали мы салют
И шагали (правой-левой!)
По линейке там и тут.
Эх, ребята-пионеры,
Не тряхнуть ли стариной?
Горн достать и — правой-левой!
Марш по улице весной.
Повязать, как прежде, галстук
И, забыв про тяжесть лет,
Не стесняясь, крикнуть гвалтом:
«Пионерии — привет!»
День настанет, простимся со школой,
Выпускной окончится год.
И отсюда тропинкой весёлой
Навсегда наше детство уйдёт...
Здесь же проводилась всем нам известная игра "Зарница". 


Сегодня все больше эти или другие мероприятия для школьников проводятся в стенах школы, а наше пионерско-комсомольское детство осталось только на этих устаревших фотографиях.
Но как и прежде каждое утро  по этой же тропинке по прежнему  бегут в школу ученики, идут взрослые. Это наша с ними  тропа. Тропа детства. Тропа школы. Тропа жизни. Тропа памяти.
Иду по своей неширокой 
дорожке, 
Иду по своей еле видной
тропинке. 
Здесь рад я любой, самой 
маленькой мошке. 
Быть может, другим мне 
завидовать надо: 
Богато живут, широко и 
привольно, 
Но мне моя родина, словно 
награда, 
И мне моей малой тропинки 
довольно... 
(Николай Оегир)
Она разная в разные годы и времена года…








Но одинаково для всех сельчан такая  милая и родная. 
*****
Есть в России тихая тропинка,
Клином все пути к ней посвело.
А ведёт она в мою Кузьминку -
Милое старинное село.

И, конечно, есть к селу дорога,
Разве можно было без дорог,
Но по ней я хаживал немного,
Потому и память не сберёг.

А по этой самой по тропинке
Я из дома часто убегал,
Вскачь летел верхом на хворостинке
И крапивой ноги обжигал.

Я по ней и летом и зимою
Бегал, то с друзьями, то один,
С сумкой домотканой за спиною
В школу и из школы приходил.

А потом покинул я Кузьминку,
Но тропинку помню, как сейчас,
Оросили всю её слезинки
Из глубоких материнских глаз.

...Мне тропинка эта часто снится,
И хотел бы я лишь одного,
Чтоб она сумела сохраниться,
Подождав приезда моего.

Пусть летит письмо моё в Кузьминку,
Землякам я так и напишу:
- Не вспашите, Вы, мою тропинку,
Я об этом очень вас прошу
( Н. Филиппов)
*****
Бежит тропа моя петляя,
Словно играя вдаль зовёт,
Кружит спиралью точно зная
Точку, куда нас приведёт.

Немало тропок есть на свете, 
Дарит на выбор их судьба. 
Маршрутов много на планете,
Но вот ведут они куда?

Тропою детства мы спускались
На речку плот сооружать,
На велике по ней катались,
Грибы ходили в лес искать.

В школу тропинкой мы бежали
Через большой совхозный сад,
По хОду груши подбирали,
Что под деревьями лежат.

По ней, на первое свиданье
Спешили - сердце замирало,
И нежных слов - любви признания
Тропинка слышала немало...

Когда тропа вдруг исчезает-
Не просто вновь её найти,
Со всеми (знаю) так бывает,
На нашем жизненном пути. 
(Т. Авасева)
*****
По тропинке шагая узкой,
Повторяю - который раз!-
"Хорошо, что с душою русской
И на русской земле родилась!"
(Ю, Друнина)


Автор: Чубатова Галина Ивановна, 
село Чебаклы, 
Большереченский район, 
Омская область,
педагог, автор блога Чебаклиночка



9 комментариев:

  1. Как замечательно написано о своей малой родине! Чудесная тропинка! Галина Ивановна, вы напомнили о моих пионерско-комсомольских годах. Жизнь в селе-особая, здорово отчается от городской. Я всегда с удовольствием читаю о сельской жизни! Замечательные у Вас места. Красота, и зимой, и летом!
    Ирина Витальевна! Спасибо Вам за этот сетевой краеведческий проект!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Викторовна! Замечательно, что школьное детство живет в наших воспоминаниях и объединяет нас. А места у нас,действительно, красивы в любое время года.

      Удалить
  2. Галина Ивановна, здравствуйте. Наши пионерско-комсомольские годы навечно останутся в нашей памяти. А эта тропинка... Сколько у каждого из нас их было в жизни))) Главное, что тропинка стала у многих началом широкого большого пути

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Память нас объединяет и делает близкими и понятными друг другу. Да, а тропинка у каждого своя.

      Удалить
  3. Галина Ивановна, добрый день! Как мне напомнило тропинку, по которой я ходила в школу деревни Паутовка Омской области. Там я родилась, окончила школу... Уже давно живу в городе Омске, но часто мне снится эта тропинка. Прочитала вашу заметку и нахлынули воспоминания... Спасибо Вам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Для большинства из нас тропинки связаны со школой, детством и воспоминаниями.И чем дальше в прошлое, тем они для нас роднее.

      Удалить
  4. Галина Ивановна, добрый день!
    Спасибо за знакомство с Вашей малой родиной!
    Фотографии неповторимой красоты. Замечательные стихи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория Александровна! Рада, что Вы не остались равнодушной к сибирским красотам. Спасибо.

      Удалить
  5. Добрый день, Галина Ивановна! Рада Вас встретить здесь у Армавирочки. Фото просто прелесть, так и хотелось в них окунуться. Спасибо!

    ОтветитьУдалить