вторник, 15 марта 2016 г.

г. Омск, стихи омских поэтов



Привет, Россия - родина моя! 
Как под твоей мне радостно листвою! 
И пенья нет, но ясно слышу я 
Незримых певчих пенье хоровое... 
Как будто ветер гнал меня по ней, 
По всей земле - по селам и столицам! 
Я сильный был, но ветер был сильней, 
И я нигде не мог остановиться. 
Привет, Россия - родина моя! 
Сильнее бурь, сильнее всякой воли 
Любовь к твоим овинам у жнивья, 
Любовь к тебе, изба в лазурном поле. 
За все хоромы я не отдаю 
Свой низкий дом с крапивой под оконцем. 
Как миротворно в горницу мою 
По вечерам закатывалось солнце! 
Как весь простор, небесный и земной, 
Дышал в оконце счастьем и покоем, 
И достославной веял стариной, 
И ликовал под ливнями и зноем!.. 
Привет, Россия - родина моя! 
Сильнее бурь, сильнее всякой воли 
Любовь к твоим, Россия, журавлям, 
Любовь к тебе, изба в лазурном поле. 
(Н. Рубцов. «Привет, Россия…») 



Омск - город литературный. Он дал писателей и поэтов, прочно вошедших в историю не только литературы великой Сибири, но и общенациональной литературы. Достаточно назвать имена Леонида Мартынова, Сергея Залыгина, Феоктиста Березовского, Роберта Рождественского, Тимофея Белозёрова и многих, многих других, тех, кто родился и жил в нашем городе, тех, без которых сегодня не обходится ни один разговор о современной сибирской прозе и поэзии.

Новиков В.П. 



Владимир Павлович Новиков – поэт, член Союза писателей России. Родился в 1939 году в с. Строкино Колосовского района Омской области. После десятилетки отслужил в армии, окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института. Преподавал в средней школе черчение и изобразительное искусство. Первая публикация была в районной газете. Затем стихи печатались в областных изданиях, в журналах «Сибирские огни», «Колобок», «Искорка». В. Новиков - автор десяти книг поэзии и прозы для детей и для взрослых («Дом над рекой», Омск, 1982; «Свет-сентябрь», Омск, 1987; «Сестрам по серьгам», Омск, 1999; «Снеговая нить», Омск, 2002 и др.), книги воспоминаний о Т. М. Белозерове «Шел он по солнечной гриве». 

ДУХ СТУДЕНОЙ РЕКИ





Снег и стужа в округе моей. 
Толстым льдом покрывается речка. 
В зимний вечер мне стала родней 
Наша теплая русская печка. 

Я принес дух студеной реки. 

И в тепле рукавицы размякли. 
Синей влагой покрылись коньки. 
С шапки падают крупные капли. 

И фуфайка вбирает тепло. 

И пимы - на протопленной печке. 
И поземкой уже занесло 
Наши тропки, бегущие к речке...


* * * 
Детства отеческий дом
В дальней сибирской деревне
Мне повествует о том,
Как вырастают деревья.

Липа, береза, сосна,
К небу взлетевшие строго,
Прошелестят у окна:
Лет уже прожито много.

Прожил их,
как пробежал, –
И защемило вдруг
сердце:
Вспомнил,
Как в детстве держал
Саженца тонкое тельце! 

У Тобольских ворот 
А. Лейферу



Старинные Тобольские ворота
Той крепости,
в которой был острог.
Здесь
под громадой каменного свода
Он проходил угрюм и одинок. 

Звон кандалов. Мороз. И ветер резкий.
Работать гнали
к баржам,
к Иртышу…
Здесь
с думою о нем, о Достоевском,
Я никуда подолгу не спешу!



Четверикова Т.Г.

Татьяна Георгиевна Четверикова (род. 30 сентября 1949, Омск) — русская поэтесса, журналист, редактор. 
Татьяна Георгиевна Четверикова родилась 30 сентября 1949 года, в Омске. В раннем детстве начала писать стихи, впервые ее произведения были опубликованы в газете «Молодой сибиряк» в 1966 году. Окончила с серебряной медалью в 1967 году среднюю школу № 8.
После окончания школы работала корреспондентом в газете «Призыв» Омского района. В 1971 году поступила в Литературный институт им. А. М. Горького при Союзе писателей СССР на факультет поэзии на заочное отделение, в этом же году вступила в Союз журналистов и начала работать в газете «Сельский строитель». После окончания Литератуного института в 1976 году, работала в газете «Призыв» заведующей отделом писем. В следующем году вышла её первая книга - сборник стихов «Мелодия». В 1980 году вступила в Союз писателей СССР. С 1984-го по 1995 год заведовала редакцией художественной и детской литературы в Омском книжном издательстве. «Взрастила» несколько поколений омских поэтов, среди которых Марина Безденежных, Юрий Перминов, Юлия Бернадская и др. В 1997 году начала работать старшим редактором - составителем «Книги памяти жертв политических репрессий». В 2000-2005 г.г. ответственный секретарь омской областной общественной организации Союза писателей России. С 1997 года руководитель студенческой «Поэтической мастерской» при научной библиотеке ОмГТУ.
Автор 13 поэтических сборников. Редактор множества поэтических книг. Член редколлегии журнала «Сибирские огни». Лауреат областной премии Омского комсомола и областной премии им. Л.Н. Мартынова. Лауреат премии имени П. П. Бажова за книгу "После лета" (2007). Лауреат Всероссийской литературной премии имени Ершова в номинации "Поэзия для детей" за книгу "Лягушонок и компания" (2008). Заслуженный работник культуры РФ. Член Союза писателей России. Живет в Омске. Имеет сына и дочь.

Я никому не уступлю 
Ту землю, что зову своею. 
Я здесь живу и здесь люблю — 
Не ветерком над нею вею. 
Такие корни, как мои, 
Надежно держат эти недра. 
Иных пределов соловьи, 
Ослепнув от степного ветра, 
Пускай твердят: мечта, судьба... : 
Красив Иртыш зимой и летом... ; 
Но есть на Северных изба, 
Моим сработанная дедом. 
И церковь та не снесена, 
Где под венцом стояла бабка. 
По мне — иртышская волна 
Припахивает детством сладко. 
Куда отсюда я уйду, 
Коль судьбы предков, словно вехи, 
Здесь переплачу я беду 
И здесь отпраздную успехи. 
И пусть просты мои слова, 
Пусть не парадны и не броски — 
Я стороной своей жива, 
До края, 
до своей берёзки. 




 


«Малая родина заняла постоянное место в сердце поэта. И даже став человеком городским, он тоскует по родному дому, по запаху русской печки, по тому спокойствию, которое может дать только родная природа… Конечно, этот мотив не единственный в его творчестве. Ему близка и дорога тема содружества муз. В стихах поэта находится место Глюку и Шопену, Шуберту и Григу, актерам и художникам… Любовь поэта к музыке отразилась и на его творчестве. Некоторые его стихи удивительно музыкальны». (Валерий Хомяков, критик, литературовед).

 «…Стихи Макарова и по сей день как-то по-молодому искренни, они не замкнуты на воспоминаниях о «делах давно минувших дней»… Он не боится ни обмирщиться, ни проникнуть в глубины космоса. При этом поэт не всеяден, не разменивает свой непререкаемый Талант на «кухонно-бытовые» мелочи…» (Юрий Перминов, поэт, журналист).


ВЕСНА В УРМАНЕ



Июньских громов накаты
Взрывают таежные сны
И чуткие ноздри сохатых
Трепещут под ветром весны
И чертит вокруг капалухи
Глухарь косолапый круги.
Лиса подползает на брюхе
Попробовать вешней реки.

Как будто вчера крушило
Солнце ледовый заслон,
А нынче уходят машины
По черным дорогам в район.
Веселой, тонкой и звонкой,
До жилочки вся видна,
Веснушчатою девчонкой
В окошко стучит сосна.
Черемуха из огорода
Наваливается на плетень...
И столько родного народа —
В Васисе,
В весенний день!

* * *
Черты лица отяжелели,
И оживить их не смогу.
Но так же зеленеют ели
На фиолетовом снегу.

Забыто многое с годами,
Порой дорога нелегка.
Но все же кажутся садами
В январском небе облака.

На смену праздничным заботам
Пришли обычные дела.
Но в горсаду, за поворотом,
Сирень в снегу белым-бела…

И если не придет удача
В решенье собственных задач,
То это все-таки не значит,
Что нету на земле удач.
 


Балачан В.Ф.
Балачан Владимир Федорович – поэт, член Союза писателей России. Родился в 1939 году в д. Старо-Ярково Барабинского района Новосибирской области. Первое стихотворение написал в 18 лет, вскоре оно было опубликовано в районной газете. Экстерном сдал экзамены за 11 классов, в 1973 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1981 году – Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького и СП СССР. В Омске живет с 1981 года. Автор пятнадцати поэтических книг, среди которых «Теплынь» (Новосибирск, 1969), «Горизонты любви» (Новосибирск, 1982), «Нареченное имя» (Омск, 1987), «Огненная колесница» (Омск, 1993), «Космическое чувство» (Омск, 1999), «Родимая Русь» (Омск, 2000) и др. 




***
Я вышел к озеру Чаны
Тропой нехоженой и росной,
Где по ступенькам тишины
Поднялось солнце над березой.
Потом направило стопы
Оно по выпуклому небу,
Как по воде…
По всей степи
Дохнуло утро
Спелым хлебом.
Село подойником звенит.
Уходит стадо за ограду.
В своих владениях зенит
Наводит солнечный порядок.
Вода, как небо, голуба.
Зеркальная. Ни бугорочка.
А возле озера – хлеба,
Как золотая оторочка.
Моя родительница-степь!
Твои хлеба, луга и воды –
Увы! – мне краше не воспеть,
Чем создала сама природа.

Детские писатели и поэты города Омска






Люблю свой Омск 
Омск, раскинулся широко
По обе стороны реки.
Он зарожден с времен далеких,
Когда здесь жили казаки,


Что его крепость создавали
Опорный для Сибири пункт.
Они набеги рьяно отражали,
И заселяли эти земли тут!


Люблю свой Омск я с тех времен,
Я с ним един, душой и телом!
Я шлю ему глубокий свой поклон,
Мой город ласковый и смелый!




Вячеслав Ильин 
Заселение Омска 
По указу самого императора
Там где Омь с Иртышом сосватана,
Поставили крепость красивую,
Чтоб защиту иметь сильную!


Сибирские степи подвластны ему,
Прохода в те земли Омск не даст никому!


Затем уже со всей нашей России,
В места холодные, но красивые,


Не боясь никаких невзгод
Земли стал заселять народ!


Расширяться стала наша страна,
Транссибирскую магистраль возвела,


И земли все слились воедино,
Чтоб дополнить мира картину.
Сегодня здесь град миллионный,

С возможностями для бездонными.





Мой Омск 
Не знаю даже как сказать
Какими описать словами,
Чтобы про Омск всем рассказать,
Сибирский город за лесами.


Его природу узнаю я
Еще к нему на подступе,
Опушки дивные танцуя
В окне мелькают поезда.


Юг западной Сибири
Тебя красивей нет,
Искал я в целом мире,
Объездил весь я свет!


Люблю здесь каждый уголок
Сибирскую природу,
Я без тебя, Омск, одинок
Мне нет нигде свободы!



Это всё современные люди писали
"Омск"
Лесной

История бережно помнит все даты,
Петровский подъем, восемнадцатый век.
Походы в сибирские земли, казаки,
И Омская крепость в слиянии рек.
Опорой Петру на бескрайних просторах,
Возникла у устья Оми с Иртышем.
Росла, укреплялась, и вот уже город,
Стал для обороны земель рубежом.
От южных границ и до Карского моря,
Раскинулись степи, озера, леса.
И Омск был назначен главой территорий,
Над древней страной его власть пролегла.
Россия росла, расширялась и крепла,
Проложен стальной Транссибирский маршрут.
Реформы Столыпина, смена столетья,
Открыли торговый и транспортный путь.
Менялись эпохи, века уходили,
Огнем революций пылала страна.
И Омск превратился в столицу Сибири,
На год в резиденцию для Колчака.
Вся хроника дней не уместится в строчки,
И снова трехцветный над городом флаг.
Ждет Омск юбилей 300 лет и досрочно,
Становится краше не только в словах.

"Вечерний Омск"
Анюта Омск

Вечерний Омск красив особенно зимой,
Когда покрыты дымкой сна фонтаны
И люди не торопятся домой-
Чтоб посмотреть на снежные курганы
И речка скована хрустальным льдом
И мостик, повисая коромыслом,
Любуется всем этим серебром
Что на деревьях тонких вместо листьев.
Дни коротки, а ночи снежны,
Всё небо звёздное в цвету,
А вечер тёмною одеждой
Скрывает улиц пустоту.

"Про Омск"
Черепанов Роман


Давным-давно среди болот,
Где с армией Ермак шагал,
Наш удивительный народ
Сибирский город основал.
И город вырос вдоль полей,
Где было войско Ермака.
Для наших будущих детей
Мы город строили века.
И триста лет уже стоит
Наш город твёрдо и красиво,
И всему Миру говорит,
Что крепкая у нас Россия!

Ольга Григорьева:
"На берегу Омки" - Памяти Р. Рождественского

Зимы жестоки, долги
На берегу Омки
В сорок военном году.
Как изо льда вылита
Улица Карла Либкнехта,
Брошенная в беду.
Омские крыши-башенки…
Мальчик остался с бабушкой,
Писем от мамы ждёт.
В кружках вода смерзается…
Что же он не кончается,
Сорок холодный год!
Школа, военный госпиталь,
Нянечка скажет: «Господи,
Что ж ты такой малой!» .
Пели они без робости!
Мальчика звали Робертом.
Время звалось войной.
Вьюга не унимается…
В детстве поэт рождается:
Вспышки, толчки, значки…
Вспомнится, не забудется
И ледоход, и улица
На берегу реки.
Всё прорастёт в стихи. 

 


Автор: Наталья Причина,
заведующий библиотекой
БОУ г.Омска "СОШ №161",
автор блога Книгомир

 



11 комментариев:

  1. Наталия, с удовольствием прочитала стихи омских поэтов, несмотря на то, что это не первый пост омичей! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот такой активный у нас Омск в этой поэтической акции, Наталия Викторовна! Краснодарцев победил)))). На очереди еще две поэтические акции от омичей)))

      Удалить
  2. Омск... Как активны жители этого славного города! С удовольствием читаю стихи, открываю для себя города, в которых еще не бывала... Как знать?)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, информация о проекте передается среди омичей-блогеров по цепочке. И не блогеров тоже))) Наталья Иванова, например, в своем блоге стала публиковать статьи библиотекарей, у которых нет блогов. Следующий пост будет именно такой. Спасибо большое за комментарий!

      Удалить
  3. Какими оказались родственными души блогеров краснодарских и омских! Рада очередной поэтической страничке о любимом городе.

    ОтветитьУдалить
  4. Рада, что Наташа Причина всё-таки приняла участие в акции. Уговариваю еще 2-х блоггеров... Литературная жизнь в Омске настолько обширна, разнообразна, что писать о поэтах и писателях можно много! А уж о самом городе тем более. Спасибо, Наталья! Спасибо, Ирина Витальевна! Мы стали ближе и роднее!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Как ни велики, как ни признаны именитые поэты, - замечаю , что мне все-таки больше нравятся самобытные, деревенские. Владимир Новиков...да!

    ОтветитьУдалить
  6. Наташа молодец. И об авторах омских рассказала и замечательную подборку стихов о нашем любимом городе представила.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, все, я - Адрик Вадим, живущий в городе Курган, я хочу поделиться со всеми вами здесь о том, как мистер Бенджамин помог мне ссудой в размере 15 000 000,00 рублей, чтобы начать доставку продуктов питания после того, как у меня есть работа в Несколько отелей здесь, в Кургане, просто для того, чтобы зарабатывать на жизнь, но, к сожалению, у меня все еще были трудности с оплатой аренды, но сейчас я благодарю Бога, что теперь я работаю на себя, и 5 работников работают под моей опекой. Просто если вы ищете финансовую свободу, я посоветую вам связаться с мистером Бенджамином с этим электронным письмом ниже и номером приложения. lfdsloans@outlook.com + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить
  8. Детства отеческий дом
    В дальней сибирской деревне
    Мне повествует о том,
    Как вырастают деревья.

    Липа, береза, сосна,
    К небу взлетевшие строго,
    Прошелестят у окна:
    Лет уже прожито много.

    Прожил их,
    как пробежал, –
    И защемило вдруг
    сердце:
    Вспомнил,
    Как в детстве держал
    Саженца тонкое тельце!

    Этот стих очень хороший и все остальные поэты молодцы

    ОтветитьУдалить