среда, 24 августа 2016 г.

г. Краснодар




Мой настоящий маленький Париж

Прогулки по летнему Краснодару с друзьями вернули меня в то время, когда я впервые познакомилась с романом Виктора Лихоносова «Наш Маленький Париж. Ненаписанные воспоминания». О чем произведение Виктора Ивановича Лихоносова? О провинциальной жизни горожан, о том, какими настроениями жил город в конце XIX начале XX в., как менял свой облик с течением времени; о людях не самого последнего ума и сердца, совершавших поступки во имя отечества; это - гимн нашему южному городу. Ах, старый город…
Роман «Наш маленький Париж. Ненаписанные воспоминания» - удивительная книга, в которой есть все – любовь к своему народу, тихие открытия одиночества и жизнь, которая кому – то казалась лишенной потрясений.  Стройной хронологии течения событий в книге из 85 маленьких главок, пролога и предисловия читатель в романе не найдет, да и рассказчики все время меняются, говорят про свое.

Основные события разворачиваются конце XIX в. и пореволюционные годы, но, по сути, уходят глубоко в старину. Книга В. Лихоносова о Кубани, о Екатеринодаре. Работая над произведением более пяти лет, автор считал, что историки в долгу перед своей землей. «Дети вырастали без знания своей родной истории. Они не знают, в каком месте живут, не представляют, что  ходят по тропинкам вырубленного дубового леса».
Роман — это затянувшаяся элегия о русском казачестве, где к месту всё, что удалось подобрать из осколков прошлого. А подбирал материал Виктор Лихоносов не только в архивах. Помогали ему старожилы города, чудом сохранившиеся у них рукописи, личные дневники, фотографии. А больше всего материала было прислано из-за границы, от «бывших» - белых казаков.
Тон воспоминаниям задает возвращающийся в 1964 году в Краснодар после сорокалетнего пребывания на чужбине Дмитрий Павлович Бурсак. Он снова очутился в родном казачьем городе и не поверил своим глазам – так изменился город и горожане.



  Больше нет старого Екатеринодара с его белым Кубанским войском. Одни казаки бежали за границу, другие спрятались в глухих местах, а многих расстреляли. Исчезли все офицерские роды. Герои романа разбросаны по России, эмиграции, по войнам и революциям. В романе – история кубанского казачества, в нем увековечена правда, которую хранили казачьи роды и передавали из уст в уста.
И хорошо, и грустно во время чтения романа. Хоть маленькая история, но сохранена для потомков. И на самом деле, главный герой романа-воспоминания - любовь к людям, к родному городу, очарование жизнью человека, своими руками создавшего такое чудо, как город Екатеринодар. Людские судьбы, каждая в отдельности, нарисовали судьбу города. Для Лихоносова нет лишних воспоминаний, все нужны истории и Отечеству. При чтении романа в ушах звучит полифония: голос атамана Бабыча, Луки Костогрыза, Калерии Шкуропатской, Василия Попсуйшапки, Манечки и Петра Толстопят, извозчика Терешки… Они говорили, перебивали друг друга, а сколькие молчали…

В годы создания романа, белых официально считали классовыми  врагами, а Красная Армия - всех сильней… Но после прочтения книги акценты смещаются, и тогда находишь то, о чем автор, может быть, и не задумывался, а что лишь чувствовал. Чувствовал, что грядут перемены…
Даже не верится, что в начале ХХ века на улице Красной находились постоялый двор "с роскошно отделанными номерами. Во дворе имелась молочная ферма и продавалось молоко, а также коровы немецкой породы, прибывшие из Тарвической губернии"; а сама улица в то время была полна контрастов: "мимо красивого городского дома шествуют проданные буренки", а на противоположной стороне "гуляют дамы с кавалерами".
Позже дом стал сдаваться в аренду и больше был известен, как музыкальный магазин братьев Сарантиди, где продавались пианино, рояли и другие музыкальные инструменты. В настоящее время в этом доме размещается магазин «Русский текстиль».
После чтения романа перед глазами непроизвольно всплывет образ старого Екатеринодара, с его шумными лавками, деревянными церквушками, одноэтажными домами и мостовыми, прежними названиями улиц.
В романе особе место автор уделил генералу-майору Черноморского казачьего войска, участнику героического штурма неприступной турецкой крепости Измаил, Федору Яковлевичу Бурсаку, сыгравшему немалую роль в основании города. В начале ХХ века, наказной атаман Бабыч поселился в двухэтажном дворце у начала Бурсаковской улицы (во время войны был разрушен), окна которого "глядели в спину бронзовой императрицы Екатерины, милостиво державшей дарственную грамоту на землю и окруженной снизу слепыми бандуристами с поводырем и первым кошевым начальством. Екатеринодар подражал Петербургу. А сам городок еще маленький, чуть перегнавший застройкой черноморские станицы".
Нет, тот памятник времен Бурсака, открытый в 1907 году, а уже в 1920 году разрушен большевиками. Этот памятник Екатерине II находится на главной оси города — улице Красной в пешеходной зоне Соборной площади, был восстановлен в 2006 году.
"А вот из-за деревьев величественно показался Войсковой собор князя Александра Невского, вблизи которого в тени деревьев на лавочках так мило беседовала молодежь да крестились старушки". Собор был построен 1872 году совсем в другом месте, в 1937 году разрушен. Восстановлен на новом месте - в начале улицы Красной, а в 2006 году.
События романа происходят в разное время, но все на фоне родного города. Проза жизни, быт, разговоры – все, конечно, выдумано от первого до последнего слова, но веришь, что было именно так. А вот город Екатеринодар, изображенный Лихоносовым, был именно таким. Прошли годы, выросли современные кварталы, но всё же сохранилось то, что напоминает город начала XX века.

Почему же назвали Екатеринодар «маленьким Парижем»?
«И чем же, скажите, не Париж? — такой же многоязыкий город, в котором издавна застряли, обжились и разбогатели армяне, турки, греки, болгары, евреи, немцы и даже персы. И, говорят, на одной и той же параллели с Парижем уткнулся наш Екатеринодар».

Или потому что Екатеринодар - многоязычный город, в котором обжились и разбогатели турки, армяне, греки, болгары, евреи, немцы, персы? А может быть потому, что в городе много «зашарканных гостиниц, но сколько внушительности в вывесках и на какую заморскую жизнь они замахнулись: «Франция», «Нью-Йорк», «Тулон», «Трапезонд», «Венеция», Константинополь»! И все прочее в Екатеринодаре как в далеком великом Париже, но чуть наособицу, на свой южный казачий лад. Там, в Париже, площади и дворцы? Не отстали и мы. Вот крепостная площадь с гордой Екатериной II, вот триумфальные царские ворота на подъеме станции, обелиск славы казачества в тупике улицы Красной, и неприступный дворец наказного атамана. И благородное собрание, куда на ситцевые балы съезжается весь местный бомонд, и Чистяковская роща, и городской сад с дубами «Двенадцать апостолов». И так же, как везде, как в самом Париже, простолюдинам устроены чревоугодные толчки – Старый, Новый и  Сенной базары, и для кого попало ресторанчики, трактиры, «красные фонари»…. Чем не Париж в миниатюре?».

  Или потому что, как и в Париже, каждому свое?  «Благолепным старушкам – молебны. Начальству – циркуляры, приемы и торжественные выходы на парадах, приказчикам – вечерние клубы с карами, орловскому бедному крестьянину – постоялые дворы, гимназистам – домашние спектакли, бесприютным – убежище, калекам тротуары и ограды церкви. Здесь, увы и ах, каждому сверчку свой шесток». ( Впрочем, нынешний Краснодар очень похож на Екатеринодар начала ХХ века). И в самом деле, возможно ли такое сравнение? «О наш маленький Париж, ты такой убогий, а все же столица казачества!»
  Оказывается, чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно было пережить «на целые десятилетия улицы Парижа, русские газеты…, очереди сорок шестого года в советское посольство. Опять города Европы и Америки и наконец, понять: «Ну что тебе этот Париж? Он, конечно, сиреневый, ему нет равных, но наш, маленький, лучше, главное – родней».
  Только в нашем славном Екатеринодаре можно было увидеть усатых казаков, провожаемых на лагерный сбор в степь; стройные парады войскового круга и лихие скачки малолеток; весенний Екатеринодар с цветущей вишней, сиренью, акацией и ромашками вокруг Александро-Невского собора; отплывающие колесные пароходы Дицмана и Голубева; на центральных улицах гуляющую нарядную публику, пожарную каланчу у городской думы.
«А какое у нас длинное-длинное лето! Сколько даров земных! Вы еще спите, а по камням города, с четырех его сторон, тарахтят у окон казачьи возы. Еще всего пятый час утра, молчат павлины в саду Кухаренко, только что пробили колокола наших храмов, но у рынка свои суетные традиции. Мещане - садоводы, казаки из станиц, болгары-огородники везут к трем базарам продукты. Там в корзинах виноград; там в мешках картофель, горох, семечки, кислицы; в клетках живая птица, на мажарах арбузы, дыни. Молдаване на своих длинных подводах везут тушки барашков; за ними вслед — черкесы с бараньими смушками, с кадками белой жирной брынзы. Куда там Парижу!»

«А уж екатеринодарские женщины-казачки! M-м, они красивее, соблазнительнее худючих парижанок, и недаром же Екатеринодар по всей России слывет цветником желанных невест. У кого еще такие свежие, здоровые щечки, в чьих глазах столько сочной неги, блеска, игривого смущения, кто их горячее? Еще бледные красавицы северных лесов и среднерусских равнин кутаются в шубки и греют на диванах ножки под пледами, а уже наши казачки в легких туфельках, в тонких чулочках, укрытые от солнышка широкими шляпками, фланируют по Красной, мчатся в фаэтонах в Панский кут, а то и в Анапу, в Геленджик, молодые грубоватые офицеры, адвокаты, купеческие сынки, всякие гастролеры мысленно целуют их обнаженные ручки. Где еще допоздна, до лунного света, растворены в домах окна, из коих слышатся зазывные звуки романсов и пьесок? Где так процокают на сытых конях усатые казаки, провожаемые на лагерный сбор в беспредельную степь, затянут песню и скроются, оставляя томление в девичьей груди?»

Сейчас город назван Краснодаром, он поистине такой – красивый горд. К каким-то коммунистическим идеям имеет его название лишь отдаленное отношение. Город, в котором я живу, не Екатеринодар. Он унесен ветром революции, войн. Умирают старые здания. Охраняемых государством объектов культурно-исторического наследия в городе не так уж много – всего около 300. Зданий дореволюционной постройки, которые не имеют самостоятельной ценности, но формируют неповторимый силуэт квартала или улицы, гораздо больше. Именно благодаря им Краснодар пока еще не утратил облик того города, который когда – то назывался Екатеринодаром. Теперь это другой город, по –прежнему красивый, но не тот…
Может быть и сейчас тот, кто решит написать о Краснодаре, сравнит его с Парижем, современным, конечно. Все больше и больше огромных торговых центров, современных стеклянных зданий, с каждым днем возрастающее количество рекламных щитов, летних кафе, иномарок на улицах города… Я в Париже не была…
Но я очень люблю свой город с роскошью общественных зданий и гостиниц, модерном частных строений, разнообразием театров, музеев, выставочных залов. Но особенно люблю его старую часть со скверами и парками, застывшей музыкой фонтанов, стаями голубей, уютными кафе, раскинувшимися прямо на улицах города, множеством разноцветных цветов на клумбах и приветливыми горожанами. Все это - «Маленький Париж» со своим неповторимым лицом.



Уставший город сомкнул глаза,
Полощет ветер паруса простынок,
А на асфальте сиротливо стынет
Дождя дневного непросохшая слеза.
Умытый город отошел ко сну,
Гремит трамвай по улице старинной,
Ночной маршрут, загадочный и длинный,
Нас возвращает в давнюю весну.
Там пела грустно старая певица,
А в синема, у братьев за углом,
Показывали под шарманку птицу,
Предсказывал судьбу горбатый гном.
Ах, старый город, можешь быть спокоен –
В районах новых твой витает дух,
Пока над дверью дедова подкова
И сохранился бабушкин сундук.
Ах, старый город, окон темные глазницы,
И четкий контур знакомых крыш,
Уютно дремлет, смежив жалюзи-ресницы,
Мой настоящий Маленький Париж.

6 комментариев:

  1. Спасибо, Анна Борисовна, за рассказ! С удовольствием прочитала еще раз!

    ОтветитьУдалить
  2. Наталия Викторовна, спасибо за публикацию, огромное спасибо за проект. Тема Всекубанского классного часа в этом году "Имя Кубани". Решила со старшеклассниками сама провести этот урок (если ничто или никто не помешает), будем говорить о Лихоносове и о нашем городе

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, здОрово, классный час от директора!!!

      Удалить
    2. Добрый вечер, Анна Борисовна! Теперь я понимаю, что все тропинки, которыми бы я не ходила, ведут к уже знакомым блогам и их авторам! Прочитала у вас о Краснодаре "Мой маленький париж" и так захотелось прочитать эту книгу, но дела отвлекли меня!И чтение книги отложилось. Спустя две недели, я снова встретила, но уже в национальном проекте "Чувство родины" о Краснодаре! И кто же рассказывает всем о нашем родном городе?!Я и не сомневалась, узнавая прочитанные ранее строки!Это Анна Борисовна!!! Как интересно вы все описали!Я вспомнила о том, что забыла сделать! Найти книгу Лихоносова и обязательно ее прочитать!
      Любовь к родине, чувство родины воспитывается с детства!
      Спасибо, Анна Борисовна, за то, что вы представляете наш город в этом проекте!

      Удалить
  3. Анна Борисовна, здравствуйте! Присоединяюсь к Наталии Викторовне - это здОрово! Директор рассказывает о писателе! Спасибо, Вы меня натолкнули на идею рассказать об Омске и Леониде Мартынове.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Буду ждать Вашей публикации. Спасибо за отклик и внимание

      Удалить