среда, 16 марта 2016 г.

д. Ново-Рождественка, Костинское сельское поселение, Муромцевский район, Омская область

Как будто материнским молоком
Березу соком, словно дочь земля поила.
И девушкой береза расцвела
И ветки, словно кудри распустила.
А по весне, накинув свой наряд,
Зашелестит зеленою листвою.
И поневоле, хочешь или нет
Заставит любоваться красотою.
А лишь, коснется легкий ветерок,
Березы своей нежною рукою.
И зная, что стройна и высока
Вдруг, как кокетка закивает головою.

***
Я видел своими глазами,
Как новый рождается день.
Как солнце, скользнув с горизонта
Начнет укорачивать тень.
По речке рассыпаться искрой
Лучей золотистая нить,
И видя все эти красоты
Мне вечно хотелось бы жить.
Мне хочется слушать и слушать
Разбуженных птиц голоса.
И видеть, как тихо спадает
С травы и деревьев роса.
И нежных цветов ароматом
Наполнится солнечный день.
Об этом нам громко расскажет
Петух, взгромоздясь на плетень.  

 Эти строки принадлежат самобытному поэту Муромцевского района Ивану Дуднику. Биография этого человека уместится в несколько простых строк, но гораздо больше расскажут его незамысловатые, но искренние стихотворные строки. Строки, открывающие нам, читателям, богатство внутреннего мира автора. Вчитайтесь в них.



    РЯБИНА
В холодный вечер зимнею порой
В лучах багрового заката,
Стоит рябина ,ветви опустив,
Как будто в чем то виновата.

Стоит одиноко средь белой пустыни
Лишь ветер гнет рядом стебли полыни.
Печально и горестно ей одинокой
Зачем же судьба так бывает жестока.

И счастье ушло от нее без возврата
Рябину влюбленные здесь посадили
И счастливы здесь под рябиною были.
Погасла любовь, пролетели мгновенья
Рябине остались тоска и забвенье.

И видно рябине стоять одиноко
Не зная ни часа, не ведая срока.
Лишь только с восходом ранней зари
Сюда иногда прилетят снегири.


***

Закружила осень, загуляла,
Как художник опытной рукой
Разукрасила природу яркой  краской.
Знать природе скоро на покой.

Облетят листочки золотые,
Накупавшись в солнечных лучах.
Свет на землю ляжет, и огонь поутру
Запылает весело в печах.

Вьюга закружит, завоет ветер
И мороз войдет в свои права,
И в холодный долгий зимний вечер
Загрустит  моя усталая душа.

Загрустит, задумается, вспомнит
Жизни всей года на пересчет.
Может быть, уже настало время
Перед богом мне держать ответ.

Пусть я жил беспутно, безрассудно.
Шел порой судьбе наперекор,
Но со мной всюду шла попутно
Совесть, мой палач и прокурор.



Иван Дудник родился в деревне Ново-Рождественка  Муромцевского района Омской области в 19 января 1957 года в обычной крестьянской семье. Отец, Дудник Фёдор  Мефодьевич -  ветеран Великой Отечественной войны, воевал на 3-ем Белорусском фронте, был тяжело ранен. Мать, Анна Петровна, всю жизнь работала в колхозе.


Отчизна, Родина, родная сторона -
Где ты родился – место называют.
Да, мест красивых много на земле,
Но краше и милее не бывает.

Где детство босоногое прошло,
Где каждый куст, как брат тебя встречает.
И на рассвете солнышка лучи,
Как будто мама с нежностью ласкают.

Там под окном куст рябины цветет.
И вдаль дорога изгибаясь, убегает,
А в старом доме сидя у окна.
Тебя в печали мама ожидает.

Склонив седую голову на грудь,
Держа портрет в руках, не знавших лени.
И будто крадучись соленая слеза,
Упала тихо на ее калении.


НОВОРОЖДЕСТВЕНКА

д. Ново-Рождественка
Новорождественка!
Слово какое.
В нем Рождество –
Слово святое.
Вернуться на родину –
Вот где награда!
Рождественка!
Ты нам и жизнь и отрада.
Ведь ты, слово мама,
Столетье подряд
Растила надежных
И  верных ребят.
Твои сыновья,
Не жалея себя,
В боях погибали,
Отчизну любя.
А милые наши
И мамы, и тети
Себя не жалели
В тяжелой работе.
И душу, и сердце,
Как только могли,
Они отдавали
На благо земли.
Рождественка!
Ты для нас общая мать.
Для нас отдавала
Свою благодать.
И в твой день рожденья
Прими от души
Поклон благодарный
До самой земли.

За свою жизнь Иван объехал весь Советский Союз.




Когда работал на Чукотке, был поражен красотой этого края. И вот там, как – то само собой стали в душе рождаться стихи. Не Карпаты, не Памир так не тронули душу, как этот суровый северный край.


  Передо мною Берингов пролив
Стелется седым туманом.
Не пойму это явь или сон.
Не может быть это обманом.

Да, Чукотка – загадочный край.
Он чарует своей красотою.
Его буду потом вспоминать
С затаенной сердечной тоскою.

И граница российской земли
Обрывается здесь у причала.
Нет, друзья, это вовсе не так!
Здесь земли этой только начало.

Ведь земного светила лучи
Видят первыми местные люди.
Радость жизни им первым несет
На своем позолоченном блюде.


В  УЭЛЕНЕ

На окраине Российской земли,
Где качаются волны пролива.
Вдалеке от людской суеты,
Там часовня стоит сиротливо.

Не скрипит под ногами ступень,
Не заходит сюда прихожанин.
Здесь земные поклоны не бьет
Боговерующий христианин.

Но я верю, что время придет
Одинокий приход оживет
И святою водой окропит
Эти стены отец Леонид

 Но, где бы ни жил Иван Фёдорович, его всегда тянуло домой, на малую родину.

Где б я не скитался, друзья,
И, где бы меня ни носило,
Но тянет все время туда,
Где сердцу все дорого, мило.

Когда воротишься домой,
То радостью сердце сжимает.
И пусть за окошком зима,
Все будто весной расцветает.

Милее земли не найдешь,
Где дом, где родная семья.
И только с годами поймешь,
Где, в общем,  отчизна моя.

Стихов у автора немного, но в них он, как и любой поэт, не обходит стороной тему любви – любви к женщине, к своим родным…



* * *
Сестренка, милая моя!
Надюшка, дорогая!
Прошли года и ты у нас
Совсем уже седая.

И вот на пенсию тебя
Сегодня провожаем.
Здоровья, радости, всех благ
Мы от души желаем.

Не властны годы над тобой
И возраст не помеха.
Ведь ты душою молода 
Очаг добра – источник смеха.

…и не скрывает печали, когда уходят любовь и близкие люди

Слышен крик над полями печальный,
Улетающих вдаль журавлей,
В этом крике тоска и кручина
По родимой сторонке своей.

Болью сердце тот крик отдается,
Навевая на грусть о былом.
Так и я на чужбине тоскую,
Вспоминая родительский дом.

Что-то душу терзает и гложет.
Думы только теперь об одном.
Не собраться в единую стаю,
Не сидеть за домашним столом.

Не услышать нам баек отцовских.
Или маминых ласковых слов.
И сидим мы, печально объяты,
Вспоминая родных стариков.

 ***
Лист осенний кружится позолотой блестя
Это осень, а значит, что скоро
Снег пушистый укроет леса и поля
И сугроб наметет у забора.

В старом доме по-утру затопится печь.
На востоке заря засеяла.
И холодная, длинная, зимняя ночь
Снова сбросит свое одеяло.

Грустно скрипнет калитка навесом стальным
Предрассветную тишь потревожит.
И улыбка печали застынет в устах
И тоска свою маску наложит.

Покосился от времени старенький дом,
Сиротливо и пусто в нем стало.
А когда-то давно, помнит домик еще
Здесь большая семья проживала.

Редкий гость завернет в этот старенький дом
К одинокой хозяюшке в гости.
У нее не осталось почти никого
Все родные уже на погосте.

Зарастет усадьба травой лебедой.
Не лежат больше руки к работе.
Словно птица подранок грустит о своих,
Провожая в прощальном полете.

Сейчас, когда Иван вернулся на малую родину, он нередко задумывается о смысле жизни, о своих истоках. И это находит отражение в его незамысловатой поэзии:

Мои года уходят безвозвратно,
Но только боль не заглушить.
Тебя с тоской и грустью вспоминаю
И продолжаю мучительно любить.

Не знаю, что со мною происходит.
Печаль по жизни спутница моя.
Душа никак покоя не находит
В какие б не приехал я края.




Быть может это чары колдовские
Прошу тебя, не мучай ты меня.
Ведь я мечусь, как птица в тесной клетке,
Когда на воле слышу соловья.

Но только покидаю эту клетку
И я несказанно свободе рад.
Как вновь неведомая сила



Горд я тем, что до боли я Русский!
Счастлив тем, что я сын такой.
Что родную Россию с грустью
И с восторгом люблю всей дутой!

Это строки другого "сына" Ново-Рождественки, Николая Игнатьевича Левина од. 1 января 1957 г.).


Порой шутят, что физики - большие лирики. Может, конечно, это и шутка, только в этой шутке очень большая доля правды. Николай Левин - начальник отдела капитального строительства «ОмскВодоканала», по образованию и по призванию инженер, как обычно говорят - чистый технарь. Но так сложилось, что всю жизнь он пишет стихи.
Николай был  десятым ребенком в семье, где детей воспитывали в духе безмерной любви к Малой Родине и России в целом. То же  он постарался привить своим детям.

После войны

Мне запомнился вечер из детства,
Свете не было,  топится печь.
Дядя Вова, что жил по соседству,
 Мой отец и их плавная речь.

Самокрутки дымятся и блики
По лицам бегут, по стене.
Я запомнил их строгие лики,
 Разговор о прошедшей войне:


«Славу богу, остались живые.
Сердце рвется от счастья в груди!
Мы, Володя, еще молодые
Сколько мыслей и дел впереди!

Ток построим, поля перепашем!
Помнишь, рожь, как родила у нас?
Всем хватало, колхозникам нашим.
Засыпали в склады про запас. 

Роем мысли, одна другой краше,
Верю, хватит и сил и ума…
Больно! Вова, что сверстники наши
Не вернулись в родные дома

Чтобы память не меркла с годами,
Мир спасенный был счастлив и чист,
Возведем мы своими руками
Вечно юным друзьям обелиск.

Чтоб омытая кровью, слезами,
 Была проклята эта война!
В  гранит золотыми строками

Малая Родина

Рождественка-Родина малая,
Березы бугры и река.
За околицей кузница старая
Покосилась, но дюжит пока.

У реки родовое поместье,
До боли родимый дом.
Два сада на прежнем месте
И ели вдали за бугром.

Какой- то неведомой силой
Все тянет и тянет сюда,
К черемухе нежной и милой,
К полям, где кипела страда.

К колодцу, который у речки,
Где бьется сердечком ключ.
И к сказочной, русской печке,
Где теплится детства луч.

Родная, любимая Родина!
Я чувствую, слышу твой зов!
И запах у речки смородины
Навечно стал спутником снов.

Живи в моем сердце и силой
Меня наполняй неземной.
Я буду до самой могилы
И сердцем с тобой и душой!

***
Опять я далеко от дома,опять буду лишь вспоминать
Запавшую в душу деревню, седого отца, совсем белую мать.
Когда после долгой разлуки наконец то вернулся домой,
Я вдруг ощутил на мгновенье далекой деревни покой.
Здесь все, словно в сказке красиво, нет шума и суеты,
А в воздухе носятся пчелы и падают на цветы.
Я вижу, старик в белой шляпе у улья стоит с дымарем,
А рядом седая старушка помогает ему во всем.
Подхожу я все ближе и ближе, ну взгляните сюда хоть один!
Разогнулся отец на мгновенье, и воскликнул: " смотри ка - наш сын!"
Ну а дальше - сплошные объятья, разговоров не перечесть.
«Так идемте же в избу обедать, помоги ка сынок нам донесть».
Я беру и дымарь, и роельню, а сам озираюсь кругом.
Как мило все здесь и знакомо - наш сад, и родимый дом.
Здесь детство мое пролетело, здесь первую встретил любовь,
Такую, какой уж не будет, о, если б вернуть это вновь. 
Пульсирует память и словно в кино пролетают прекрасные годы.

Приехал, помню я домой
Приехал, помню я домой
В любимую деревню,
Где воздух пьяный и родной,
Где сердцем все приемлю.

Вот пес какой - то не спеша
Вдоль улицы бежит по краю
Промчались сани, снег кроша,
А пес вослед им лает.

Вороны смотрят на меня,
Как будто бы узнали.
Я помню, как - то у плетня,
Мы с другом в них стреляли.
Я им кивну, и улыбнусь,
Припомнив свою шалость.
Я с мамой скоро обнимусь!
Чуть - чуть идти осталось.

Вот старый, милый, добрый дом,
Любимая ограда.
Отец на лавке за столом,
Мать суетится рядом.

Улыбки полные любви!
И радости открытой.
Осталось это все в крови
Бесценным, не забытым!

О страсти писать стихи Николай Игнатьевич говорит так: "В школе я обожал литературу. У нас была очень сильная учительница, именно ее интереснейшие уроки привили мне любовь к этому предмету..."

Мы впечатаем их ИМЕНА!»
Земной рай

Упаду на густые ромашки
И руки раскину вразлёт.
Любуюсь, как белым барашком
Облако в небе плывёт.

Как бабочка в красочном платье
Порхает с цветка на цветок.
От нежных росинок в объятьях
Дрожит изумрудный листок.

Божественный дар как награду
Впитаю всей плотью своей.
Луч солнца, речную прохладу
И крики плывущих гусей.




Первый снег

Проснулся, вышел на крыльцо
И в сказке очутился!
Снег тихо падал на лицо,
Замысловато вился.

Еще вчера горел закат
Над пашней не укрытой.
Со стаей сбившейся галчат
Шептался лес сердито.

Колдунья ночь пришла с полей,
До зорьки ворожила.
И утру щедростью своей
Ту сказку подарила.

Снег падал легкой тишиной,
Сверкал, кружил игриво.
Сердитый лес обрел покой.
И стало так красиво!

 ***



Нахмурилась рябина под окном
И гроздьями намокшими качает.
Присело солнце, где то за бугром.
Короткий день вприпрыжку убегает.

А кучу листьев, что нагреб вчера
Угрюмый дворник, матерясь с похмелья.
Разносит ветер, глядя на меня,
Смеясь и прыгая от приступа веселья.

Орудуют синицы по кустам.
В лесу им в зиму страшно оставаться.
Я вам погибнуть, милые, не дам,
Буду кормить и  вами любоваться.

Упала ночь, я молча ухожу
с балкона, забирая свою лиру.
На батарею руку приложу
И выдохну в озябшую квартиру.

"Моя поэзия - это мой внутренний мир. Прожить, прочувствовать и написать о своих переживаниях, - в одном из интервью рассказывал Николай. - Мои стихи - это история моей жизни".

МАМЕ
 ( Посвящение на 90 лет со дня рождения)

Пусть печали в твой дом не заходят.
Пусть болезни пройдут стороной.
Мы весь мир поместили б в ладони
И тебе подарили одной!

Но и этого было бы мало,
Чтоб воздать за твою доброту.
Мы всю жизнь, наша милая МАМА,
Пред тобой в неоплатном долгу!

Прощение к отцу

Прости, отец, за то что был я молод,
Что не было дано тогда понять,
Забрав тебя в далёкий, чуждый город,
Увез, увы, не жить, а умирать.

Прости за то, что из родного дома
Не выходил, упав пред образа,
Оглохнув вдруг, как от удара грома.
Святые слезы застлали глаза.

Ты никого не слышал, ты прощался
Со всем, чем вместе с жизнью дорожил.
Но как я мог?! Как я не догадался?!
Что ты тогда уже из жизни уходил.

Как я не мог понять, когда тебя под руки
Держали бережно, спускаясь со крыльца,
Любимой Родины прощанья звуки
И твоего потухшего лица.

Прости, отец, ошибку роковую
Того, кто был тобою так любим.
Ошибку страшную! Нелепую такую!
Я заклинаю,  не свершать другим!

Сегодня у поэта есть темы, которые его особенно волнуют: война и фронтовики, любовь к Родине, к Отечеству, тема умирающей русской деревни и воспоминания о прошлом.

***
Весна приносит жизнь всему живому.
И потянулась вереница журавлей
Из теплых стран в Россию, к дому,
К родной земле, родному запаху полей.
             
В душе знакомое смятенье.
Бурлит и прорывается любовь.
И женщины как приговор, как наважденье
Пронзают волю, проникают в кровь. 
             
Как здорово все это и прекрасно!
От чувств, нахлынувших, попробуй удержись.
И понимаешь, что родился не напрасно,
Коль счастье выпало познать, что значит жизнь! 
             
Познать природу и весну, и лето.
Проникнуться любовью к журавлям,
К родному дому, что скучает где-то
По мне, а я за ним и по родным полям. 
             
Почувствовать любовь и ласку мамы.
В объятьях милой женщины тонуть.
И снова ждать весну, быть нежным и желанным,
Любить прекрасное и продолжать свой путь.
 

Колодец                                  
Колодец, друг мой светлолицый,
О чем, родимый, загрустил?
Я знаю, за твоей водицей
Давно никто не приходил.

Все изменилось незаметно
Не по уму - наоборот.
Теперь повсюду, повсеместно
В деревнях газ, водопровод.

Забыли запах дыма печки,
Тепла в березовых дровах.
Нет детворы в жару у речки
И грусть на лицах и в глазах.

Все стало как-то непохожим.
Лишь бор как прежде вдоль реки.
Но нет в деревне молодежи,
Пенсионеры - старики.

Кругом тревожное безмолвье.
В пруду давно цветет вода.
Где были хаты и подворья,
Там торжествует лебеда.

И землю  уж давно не пашут.
Забило порослью поля.
Как будто черти в аду пляшут
И стонет Русская земля.

Но в нас еще живет надежда.
В сердцах теплится уголек,
Что будем счастливы как прежде,
Но вот когда наступит срок?!

Придем к колодцу и студеной
Воды напьемся ключевой.
И кладезь силы затаенной
Воспрянет снова над бедой!

 Ветеранам                                                 
Опять раскрылись почки у сирени,
Пришла весна в чарующих цветах.
И мой народ, не вставший на колени,
Свой День Победы держит на руках!

У обелисков головы седые
Склонились молча, им не до речей.
Плывут в сознаньи годы фронтовые,
Дороги тяжкие и облики друзей.

Смотрю на Вас немощных, но Великих!
Ловлю Ваш взгляд тяжелый, как гранит.
О сколько в нем страданий пережитых
И память застарелая болит.

Спасибо Вам, что клятву не нарушив,
Врага загнали в логово, назад.
Вы честь детей и правнуков и внуков,
А Слава ваша – в отблеске наград!

Новогоднее 
Пролетают года, пролетают.
Не скажу, что уже старожил.
Заметает январь, заметает
Сердца жар, души огненный пыл.

Безутешная, жгучая вьюга
Серебрит шелковистость волос,
А земля всё несётся по кругу
С ветром в поле и шумом берёз.

Новый год! – лишь минута покоя,
Дух от скачки перевести,
Чтобы снова бурлящей рекою
И нырять и тонуть и грести!

Выплывать, побеждать, вдохновляться!
Восхищаться размахом полей!
Быть любимым и снова влюбляться.
Обожать и родных и друзей.

Уловить жизни скрытые звуки.
Верить в лучшее, грусть отвести.
Звонким смехом нас радуют внуки!
Огонёк на тернистом пути.

Жизнь -  великое чудо создания.
Воспеваю тебя в Новый год.
Пусть же сбудутся все пожелания!
Будет счастлив российский народ!

Не ругайте плохую погоду

Не ругайте плохую погоду,
Не кляните ни дождь, ни туман.
Пейте, пейте живую воду
Без конца, за стаканом стакан.
       
Всей своею здоровою грудью
Воздух жаркий, холодный глотайте!
Жизнь прекрасна, в обычные будни.
Всё что можете в ней – забирайте!

Этот шелест листвы опадавшей,
Что не смолкнет даже на миг.
Затихающий, в даль улетавший
Журавлиный печальный крик.

Каждый день, каждый час вы любите!
Всё что можно всем сердцем любить.
Жизнью, небом, людьми дорожите.
Это счастье великое – жить!



 Николай Левин на СТИХИ.РУ 
 


Библиотекарь Костинского филиала
МБМУК "ЦБС" Муромцевского района
Омской области,
Пользователь ОК
Источник публикации:
Блог 






4 комментария:

  1. Спасибо, Любовь Витальевна! Далекий Омск стал таким близким и родным, столько интересных постов!Спасибо, Ирина Витальевна за проект!

    ОтветитьУдалить
  2. Какие же Омичи активные, столько рассказов в стихах о городе!

    ОтветитьУдалить
  3. Омская область очень велика- у нас 32 территориальных района! И в каждом - свои уникальные поэты. А сколько их в самом Омске - о каждом не расскажешь! Спасибо, Любовь Витальевна за подробный рассказ об Иване Дуднике!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо вам за отзывы, уважаемые коллеги! Это еще не все муромчане-участники - будут и другие!

    ОтветитьУдалить