понедельник, 21 марта 2016 г.

г. Тула. Поэтическая страничка

 По призванью-туляки

Почётный гражданин Тулы Валерий Георгиевич Ходулин родился в простой рабочей семье. Его дед и прадед работали на самоварной фабрике купца Баташова. Он и сам в 15 лет устроился работать на Тульский оружейный завод. Затем была служба на флоте на легендарном крейсере «Аврора».
  Однажды, отправившись в увольнение, он увидел возле ленинградской консерватории афишу, приглашавшую для прослушивания людей с вокальными данными. "Я пришел, спел "Роман с демоном" и "Песнь варяжского гостя" из оперы "Садко". Меня послушали и сказали, чтобы после службы приезжал подавать документы. Но у меня не было среднего образования тогда. Тогда мне предложили окончить десятилетку и поступать к ним без экзаменов", - вспоминает Ходулин. Но любовь к писательскому делу взяла верх, и Валерий Георгиевич подал документы в Московский литературный институт им. М. Горького, где, отучившись 5 лет, успешно сдал выпускные экзамены.
За свою жизнь писатель и поэт успел поработать в различных сферах. 
 За свою жизнь писатель и поэт успел поработать в различных сферах.

Валерий Ходулин автор известных поэтических произведений о Петре I, Демидове, Мосине, Токареве, Калашникове, Макарове, Щербино. Имеется у него и цикл стихотворений о Льве Толстом. В своих стихотворениях он рассказывает о красоте и величии Тулы, таланте и смекалке тульских мастеров, описывает героические страницы истории города, подвиг туляков в годы Великой Отечественной войны.
«По призванью-туляки» - так называется книга тульского поэта Валерия Георгиевича Ходулина, которая есть в нашем информационно-библиотечном центре с автографом автора. В книге- небольшие очерки о замечательных людях, оставивших заметный след в истории нашего города. Каждому очерку-сопутствует стихотворение.

Никита Демидович Демидов -тульский кузнец, первый российский промышленник и предприниматель.

Я к вам пришел из глубины веков-
Большой, широкоплечий, крутолобый,
Мастеровой из рода туляков.
Ты, город мой, забудь меня попробуй.

Когда гуляла смута по стране
И всё вокруг стонало и ревело,
Жила в народе память обо мне
И, как мое железо, не ржавела.
Памятник Никите Демидову в Туле

По нраву мне железная игра,
Азарт и риск- всё мне по нраву.
По нарву справедливый гнев Петра,
Болеющего за державу.

Мечтали мы: Европе нос утрем.
И день, и ночь трудились без устатку.
Эх, если б нам пожить с Петром-царем
Еще хотя б годочков по десятку.

Из Тулы никуда я не уйду.
Мне родины чураться не пристало,
Ведь я могу ковать, искать руду,
Варить металл и множить капиталы.

Мне вместе с вами Родину лечить
От пошлости, от лжи и казнокрадства.
Я к вам пришел.
Я буду вас учить,
Как сделать сильным наше государство.

На том стоял я и на том стою:
Всё отдавать, душою не скудея.
Вернулся я.
И вновь вам отдаю
Всё, что имел
И что теперь имею.

 
Алексей Михайлович Сурнин- легендарный тульский «Левша», неутомимый труженик в приобретении успехов в пользу России.

Памятник Левше в Туле
Он встает в мое воображение,
Так и не доживший до седин,
Знаменитый тульский оружейник
Алексей Михайлович Сурнин.

Русый, молодой, голубоглазый,
Взгляд открытый, крепкая рука.
Кто б ни увидал его, тот сразу,
С ходу в нем признал бы туляка.

Именно его, простолюдина,
Знавшего ружье со всех сторон,
Выбрала царица Катерина
Для поездки в дальний Альбион.

Там, в работу погружен глубоко,
В окруженье гордых англичан,
На заводе сера Генри Нока
Тайны мастерства он изучал.


И его склоняли англичане,
Чтобы стал он под британский флаг,
Деньги и невесту обещали
И еще немало всяких благ.

Он отверг лукавые посулы,
Все земные блага отклонил,
Потому что родом был из Тулы
И всегда в душе ее хранил…

На Чулковском кладбище могила,
Неприметный камень гробовой.
Спи, Сурнин! Россия оценила,
Не забыла тихий подвиг твой.

Мы тобой гордиться не устали,
В памяти легенды вороша,
Будет время- и на пьедестале
Встанешь ты под именем Левша.


Добавьте подпись
Василий Андреевич Жуковский-русский поэт

Вот здесь стояла старая скамья.
Вот здесь сидел он, рифму подбирая.
«Уж вечер…Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает».

Спускалась ночь с привольных окских круч
И растекалась черная повсюду.
Он хрупок был, как тот последний луч,
Пробивший сквозь облачную груду.

Уйдет Жуковский, временем влеком,
В другую жизнь,
И прошлый мир растет.
Он Пушкина своим учеником
Торжественно и скромно посчитает.

Друг друга всей душой боготворя,
Воспев в стихах родимый край отцовский,
Живут в России два богатыря,
Два русских солнца-
Пушкин и Жуковский.

Памятник Глебу Успенскому в Туле

Глеб Иванович Успенский - русский писатель
Он писал о жизни деревенской,
Он писал о жизни городской.
Наш писатель русский-
Глеб Успенский-
И на эту жизнь глядел с тоской.

Жизнь ему подламывала крылья,
Издевалась над его судьбой.
И везде-чиновничье засилье:
Взятки, вымогательство, разбой.

Проникал везде пытливым оком,
И, куда б ни обращал свой взор,
Всюду видел тысячи пороков,
Улиц Растеряевых позор.

Говорят, что вот теперь настало
Время, о котором он мечтал.
Раньше вся страна его читала.
А сегодня кто его читал?

То рассказ, то очерки. то повесть,
Где герой терзался и стонал.
Разоренье и больная совесть-
Вот его естественный финал.

Жизнь он завершил в больничных стенах,
Но. каким бы ни был он больным,
Всё равно он выше современных,
Жирных и смеющихся над ним.

И еще много замечательных стихотворений написано Валерием Ходулиным! 
Валерий Георгиевич частый гость в нашем информационно-библиотечном центре








Автор: Кузнецова Наталия Викторовна
заведующий информационно-библиотечным центром МБОУ 
"Центр образования № 18" г. Тулы, 
руководитель городского методического объединения школьных библиотекарей, автор Блога информационно-библиотечного центра МБОУ «Центр образования № 18» г. Тулы




5 комментариев:

  1. Проект набирает обороты, а я с удовольствием перечитываю уже знакомые строки, понимая, что нашим потомках те только по учебникам можно будет изучать историю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хороший проект! Сами много узнаем, в работе материал пригодится!

      Удалить
  2. Поздравляю Всех, с Днем поэзии! Сегодняшний пост - ещё одна страница в изучении поэзии нашей страны. Спасибо, Наталия Викторовна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Людмила Федоровна!
      Спасибо, Ирина Витальевна, за проект, за Ваш огромный труд!

      Удалить
    2. С Днем поэзии, дорогие участники проекта!

      Удалить