воскресенье, 27 марта 2016 г.

г. Миасс, Челябинская область




Миасс – город в Золотой долине

 
Старая часть города Миасса

 «Миасс, рожденный в золотой долине, ровесник всего горнозаводского Урала, прошел через многие этапы развития. Это город автозаводцев и ракетостроителей, программистов и краснодеревщиков, ученых и поэтов. Здесь есть место производству и науке, культуре и творческой мысли. Предприятия Миасса стали важной частью новой экономики региона. Желаю всем горожанам здоровья, семейного благополучия и успехов» (Михаил Юревич, губернатор Челябинской области)
Что для вас Миасс? Ильменский заповедник? ГРЦ (ракетный центр имени академика В.П. Макеева)? Автомобили «Урал»? Тургояк? Ильменка? Или что-то еще?


Дом В.И.Кузнецова
Город в Золотой долине
Столько над грядой скалистой
Неба – не хватает глаз.
Выбрал я своей столицей
Город с именем Миасс.
Самый близкий мне отныне,
Хлопотный от перемен,
Город в Золотой долине
У подножия Ильмен.
Будто грани самоцвета
Отражают окна свет.
Этот лес и речка эта,
Без которой смысла нет.
Этот весь, как на картине,
Дальних, сказочных времен, -
Город в Золотой долине
У подножия Ильмен.
На проспект Автозаводцев
Выйдет утренний народ.
Сердце сердцу отзовется
И от радости замрет.
Вот он, легок на помине,
За оградой белых стен
Город в Золотой долине
У подножия Ильмен.
Н.Година.
 
Памятник первому автомобилю
На свете есть красивых мест немало,
Но среди них считают без прикрас
В чудесном ожерелии Урала
Воистину жемчужиной Миасс.
Исходит из открытых глаз любимых
И синь небес, и глубина озер,
И тайный свет любви неповторимой
От щедрой красоты Ильменских гор.
Есть у всего истоки и начало,
И в нашем славном уголке земли
Рождаются могучие «Уралы»,
Стартуют неземные корабли.
Куда бы нас судьба не посылала
И как бы ни испытывала нас,
Душой и сердцем мы всегда с Уралом,
Где нам как отчий дом родной Миасс.
Прессует время суету и даты,
И горечи измен, и боль утрат,
Но память душу обнажит когда-то,
И обожжет рябиновый закат…
Пусть сыплет снег черемуховым цветом,
Но в свой хороший и не лучший час
Я счастлив тем, что на большой планете
Есть маленькая родина – Миасс.
Б.Гришай.
 
Проспект Автозаводцев
И вот он, город мой Миасс,
Раскинул улицы в долине,
С проспектом длинным в середине.
В конце проспекта – УралАЗ.
А слева озеро Ильмень
Открылось гладью величавой.
Упала на долину тень
Хребта Ильменского, что справа.
Здесь узел древнего Урала,
Переплетение веков.
Здесь царство редких минералов
И заповедных уголков.
Здесь золото высокой пробы
Находят в древних россыпях.
Здесь бродят лоси по чащобам
С еловой хвоей на рогах.
И в утреннем тумане мглистом
Под сиенитовой скалой
Среди развалов каменистых
бьет ключ с «аптекарской» водой.
Какие странные названья –
Еланчик, Кошкуль, Тургояк!
В их звуках шорох и журчанье
И утренний утиный «кряк».
Урал задумчиво лежит
В извивах гор, в лесах безбрежных.
Он, как отец, суров и нежен,
Как брат, поймет и защитит.
А.Кочетков.
УралАЗ


Мой город
Город мой выходит мне навстречу
Всякий раз, когда я возвращаюсь.
Будь то утро ранее иль вечер,
Даже ночью он меня встречает.
Я люблю его по-человечьи –
Он ведь тоже всякому подвержен:
То кивнет мне радостно при встрече,
То нахмурит брови – он рассержен.
То вздохнет и скорчится от боли,
То расправит молодецки плечи.
А когда я вновь разлукой болен,
Терпеливо меня город лечит.
И его порой сомненья гложут.
Он, как я, и любит, и не любит.
А когда мой город занеможет,
То спешат ему на помощь люди.
А.Зайцев.
 
Дворец культуры автомобилестроителей
Стихи о Миассе
Мой приветливый город Миасс,
Ты всегда по-весеннему звонок.
Голубые озера у нас,
Голубые глаза у девчонок.
Я признателен лично тебе,
Что живу в изумрудной долине.
На твоем золотистом гербе
Разместиться бы впору былине.
В самом центре – красавец «Урал»,
Горный кряж у него за плечами,
А внизу – голубой минерал
С золотыми прямыми лучами.
Поместить бы еще Тургояк –
Беспокойной стихии просторы,
Телецентра ажурный маяк
И, как память, - Чашковские горы.
А.Подогов.
 
Мемориал "Скорбящая мать"
* * *
За телевышку зацепились тучи,
В холодной дымке солнца луч погас,
И ты стоишь задумчив, но не скучен,
В объятьях сосен, наш родной Миасс.
Жизнь пролетает журавлиной стаей,
Года мелькают в круговерти цен.
Ты не печалься, ведь тебя не старят
Морщинки улиц на твоем лице.
Все перенес ты: войны, лихолетья.
Ты входишь в жизнь людей без всяких виз.
И двадцать с лишним лет и два столетья
В российскую историю вплелись.
В дни хаоса, разброда, угасанья
Твой юбилей стал праздником для нас.
Прими поклон. Прими в любви признанье.
Живи, мужай и молодей, Миасс!
В.Калмыков.

Мой Миасс
Куском руды блестит в ладонях гор
Наш маленький, но сердцу милый город.
Его домов причудливый узор
Похож на пестрый яшмовый осколок.

Природой щедро одарен Миасс -
И золотом богат, и малахитом,
И минерал, известный лишь у нас,
В честь города назвали миаскитом.

Нахмурив брови, внемлет Тургояк
Старинным сказам очевидцев-сосен,
Ночная тишина… И лишь рыбак
Ее нарушит тихим плеском весел.

Есть города и краше, и крупней -
Огни рекламы, парки, автострады…
Но город детства для души моей -
И дом, и вдохновенье, и отрада.

В какой бы край меня ни завела
Моей судьбы зеленая тропинка,
Но будет память о тебе светла -
В ладони гор упавшая крупинка.
Андрей Кузьменко

* * *
Приезжайте к нам в Миасс!
Примет с радостью он вас
И подарит всем-всем-всем
Сто тропинок насовсем.
Сто тропинок-паутинок,
Сто наполненных корзинок
И клубникой, и грибами –
Убедитесь в этом сами!
Приезжайте к нам в Миасс!
Тургояк здесь встретит вас
И предложит освежиться
Свежей, чистою водицей.
Приезжайте к нам в Миасс!
Встретит сказкой город вас,
Добрым словом удивит,
Мудрым сказом усыпит.
А проснётесь – в путь опять
Будет град волшебный звать.
Приезжайте к нам в Миасс!
Сто сюрпризов здесь для вас!
Елена Раннева
 Какие книги, посвященные Миассу, есть в библиотеках Челябинска - смотрите здесь
автор: Ирина Валентиновна Беляева, 
зав.сектором маркетинга
МКУК «Централизованная
библиотечная система» 
города Челябинска,
автор блога «ВО!круг книг»
 


6 комментариев:

  1. Ирина Валентиновна, спасибо за знакомство с городом с интересным названием Миасс! А почему он так называется?

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ирина Валентиновна! Я слышала об этом городе на Урале, но, благодаря Вам, он стал нам ближе. А ещё я познакомилась с Вашим замечательным блогом.

    ОтветитьУдалить
  3. Слышала про этот город, удивлялась его названию, а теперь и стихи про него прочитала, спасибо.

    ОтветитьУдалить
  4. Институт языкознания АН СССР считает, что название реки мансийского происхождения, от слова «Мил-ясс», означающего глубоководное русло реки. Некоторые ученые выводят это слово из башкирского предлога «ми» — возьми, и мансийского «ас» — вода, как бы говоря: на, возьми, пей воду. А еще есть легенда, что послал Пугачев башкира и русского на разведку, увидели она реку и заспорили, кто первый: Ми, - сказал башкир, Я-с, - сказал русский. Так и получилось – Миасс.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как интересно! Вот так почитаешь статьи проекта и узнаешь такие интересные истории, легенды и факты о городах страны!

      Удалить
    2. Да, Ирина! Замечательный и очень нужный, объединяющий проект "Чувство Родины"! Спасибо!

      Удалить